ТСД для малого бизнеса. Что нужно знать.

Данная статья является кратким введением в технологию использования терминалов сбора данных (ТСД) для автоматизации складских операций и адресована представителям малого бизнеса. Как правило, руководители небольших организаций не обладают достаточными временными ресурсами, и внушительным штатом сотрудников, которых можно было бы выделить для поиска и обобщения информации, полученной из различных источников. Здесь не будет описания конкретных моделей терминалов, систем учета, универсальных рекомендаций по их выбору. Однако, здесь дан минимальный набор терминов, который необходим для более детального изучения вопроса, а также описана суть технологии организации работы с использованием ТСД, которая, на самом деле, достаточно примитивна (в чем вы скоро убедитесь).

В настоящее время терминалы сбора данных перестали являться элементами экзотики и, если не повсеместно, то довольно широко используются для обеспечения систем складского учета данными. В контексте данной статьи под системой складского учета понимается любая программа автоматизации бизнеса, обладающая возможностью сбора данных о наличии и движении товара на складах организации, а также предоставлении аналитической информации, построенной на основании этих данных*. Терминалом сбора данных, в общем случае, является мобильное устройство с микропроцессором и дополнительным оборудованием идентификации товара. Наиболее часто терминалы выпускается в виде КПК со встроенным сканером штрих-кода. Кроме того, ТСД оснащается средствами обмена данных со стационарным компьютером (в зависимости от модели это может быть USB-интерфейс, Bluetooth, Wi-Fi). Как правило, терминалы поставляются с предустановленной производителем операционной системой, а некоторые даже в комплекте с программным обеспечением, отвечающим за сбор данных (но обычно, подразумевается, что такого рода ПО будет приобретаться у сторонних разработчиков). Далее в статье данный класс программ будет именоваться, как ПО ТСД.

Теперь рассмотрим перечень основных задач, которые решаются при помощи ТСД. На самом деле перечень задач определяется функциональными возможностями ПО ТСД, но в общем случае это:

  • Инвентаризация
  • Приход товара(в зависимости от возможностей ПО ТСД, может делиться на закупки, приход по внутреннему перемещению товара на склад и.т.п);
  • Списание товара(может разделяться на реализацию, внутреннее списание (порча) и списание по внутреннему перемещению товара со склада);
  • Формирование заказов на поставку

Теперь о том, как все это работает в комплексе. Предполагается, что уже были произведены следующие действия:

  • Приобретена и установлена система складского учета материальных ресурсов.
  • В программе учета создан полноценный справочник товарных позиций (включая штрих-коды).
  • Приобретено и установлено программное обеспечение ТСД.
  • Сформулированы задачи. Разработан регламент работы, а также полностью решены технические вопросы обмена данными между ПО ТСД и системой учета.
Если не вдаваться в технические детали, то работа происходит в два этапа:
  • Передача списка товара в хранилище данных ПО ТСД;
  • Передача данных о движении товара на складе системе складского учета.

Схема обмена данными между ТСД и учетной системой

Задача первого этапа – снабдить ТСД данными, которые оператор терминала сможет использовать для фиксации наличия или движения товарной позиции на складе. Задача кладовщика - найти нужный товар, однозначно идентифицировать его и внести в соответствующий документ (акт инвентаризации, накладная на внутреннее перемещение и.т.д.). Причем все эти операции совершить за максимально короткий промежуток времени. В этом ему помогает терминал сбора данных.

На втором этапе производится передача, подготовленных кладовщиком данных терминала системе складского учета.

Суть процесса работы опишем на примере инвентаризации, поскольку это задача, для решения которой наиболее часть применяется данный механизм:

  1. Используя механизм синхронизации данных между программным обеспечением ТСД и системы складского учета, в хранилище данных терминала передается список товара и его штрих-кодов. Обратите внимание на следующую деталь: идентификация товара терминалом производится по штрих-коду товара. Штрих-код может быть напечатан на упаковке производителя, либо, если отсутствует штрих-код производителя и того требует специфика работы предприятия, сгенерирован во внутренней программе материального учета, после чего может быть растиражирован на принтере этикеток для наклейки на упаковку каждой единицы товара данного вида.
  2. Используя ПО ТСД, создается документ соответствующего типа, название может разниться в зависимости от производителя программы (в нашем примере будем называть его актом инвентаризации). Здесь стоит обратить внимание на следующую деталь – ранее подготовленный в системе учета акт инвентаризации с подготовленным перечнем товара (без количества по учету) может быть также загружен в базу данных ТСД вместе со списком товара.
  3. Кладовщик с терминалом подходит, например, к стеллажу на котором размещен товар наличие которого он должен проверить. Находясь в открытой форме акта инвентаризации, оператор при помощи сканера штрих-кода считывает его с упаковки контролируемого товара. В результате в акте инвентаризации формируется строка для соответствующего товара (в случае наличия соответствующей строки в документе значение в поле, где хранится количество, увеличивается на единицу). Далее действия могут отличаться, в зависимости от функциональности ПО ТСД. Однако большинство разработчиков подобного рода программ предоставляют пользователю возможность выбора между последовательным считыванием штрих-кода и прямым редактированием соответствующего поля инвентаризационного документа.
  4. После заполнения акта инвентаризации и сохранения его данных он (возможно с пакетом других документов), при помощи механизма синхронизации данных системы учета и ТСД загружается в хранилище данных учетной системы для дальнейшей обработки и анализа.

Как вы могли убедиться, ничего экстраординарно-сложного в использовании терминалов сбора данных нет. Остается убедиться в том - требует ли специфика работы вашего предприятия использования такого рода технологий. И, если требует, то следующим шагом надо определить для себя перечень решаемых задач, в рамках новой рабочей схемы и производить тщательный подбор оборудования и программного обеспечения, используемых для их решения.


 

* Модули материального учета программных продуктов TradeManager 5.0, TradePharm 5.0 и TradeCafe 5.0 позволяют решать практически все задачи учета материальных средств на складах предприятия, поэтому их смело можно назвать системами складского учета в рамках данного определения. Более того, данные программы неоднократно успешно использовались в связке с ТСД от различных производителей для решения широкого класса задач.

 
При перепечатке или размещении материалов данной статьи на других сайтах указание имени автора и ссылки на ресурс первоисточник (http://www.tsoft.com.ua) является обязательным условием.